А учителей, похоже, опять водят за нос

+ 16
+ 0

В ведомостях на зарплату обещанного повышения не обнаружено

«Это просто издевательство над учителями. Премия на День учителя почти в два раза меньше, чем в прошлом году, зарплата не увеличилась! К кому обращаться? На кого пожаловаться? Учителя молчат, скажешь - себе дороже...»

Это сообщение учителя из Нижневартовска, как крик души, пришло к нам в редакцию по электронной почте.

Скажу откровенно, вначале мы не поверили. Однако, опросив педагогов в Ханты-Мансийске и других городах округа, поняли – действительно, ожидаемого повышения зарплат работникам общеобразовательных учебных заведений на 30% не произошло.

Свидетельствует об этом и Интернет: «Я работаю секретарём учебной части в одной из школ города Когалыма. При 50% «северных» и 70% районного коэффициента, получаю на руки 8032 рубля. Такую же зарплату имеет уборщица, недавно приехавшая из Дагестана и, соответственно, не имеющая северных надбавок», - пишет на одном из городских форумов Надежда.

Кроме того, свою статью нам прислала и Валерия Горностаева, наша постоянная читательница, учитель по профессии, ныне - домохозяйка…

Сколько должен получать учитель в Югре - тайна, покрытая мраком

На конец второго квартала средняя заработная плата учителя в Югре составляла 34,2 тысячи рублей. С 1 сентября она увеличится на 30 и более процентов и должна составить не менее 42 тысяч рублей. Именно так заявила Наталья Комарова, комментируя решения Правительства автономного округа об изменении финансовых нормативов деятельности общеобразовательных учреждений: «Например, у учителей, достигших высокого качества и эффективности в работе, зарплата станет больше на 30 и более процентов, у школьных библиотекарей - в среднем на 22,3%, у низкооплачиваемых категорий, например, помощников воспитателей, рост оплаты труда составит в среднем 26,5%», - уточнила губернатор.

Новость, что ни говори, радостная.

Однако, как оказалось, далеко не для всех.

Дело в том, что новая система оплаты труда работников образования построена таким образом, что львиная доля заработной платы учителя приходится не на базовый оклад (базовая единица, от которой считается оклад учителя, с 1 сентября выросла всего на 7% и составляет сегодня всего 3970 рублей), а на разного рода стимулирующие добавки и выплаты. Которые устанавливает либо администрация учебных заведений, либо т.н. управляющие советы, которые, как правило, полностью контролируются директорами школ.

По оценкам экспертов, именно эти стимулирующие доплаты и должны составлять основную часть заработной платы учителя.

И вот здесь возникает проблема.

Оказывается, на самую высокую зарплату могут рассчитывать в основном заслуженные педагоги, или педагоги «при должности», например, заместитель директора. Молодежь, в которой так нуждаются школы именно сейчас, по-прежнему, будут получать вдвое меньше своих старших коллег.

Рассмотрим эту проблему на примере школы №18 города Сургута (отличия в других школах округа будут не значительными, так как все рекомендации по введению новой системы оплаты труда разработаны специалистами Департамента образования и науки автономного округа).

В школе установлено максимальное число баллов - 85 , по которым оценивается качество труда педагогов.

Известно и количество денег, которые школа получит на обеспечение этих стимулирующих выплат.

Следовательно, можно посчитать «цену одного премиального балла», разделив сумму фонда на 85 и на количество работников школы.

По моим данным, в 18-ой школе эта цифра составляет порядка 200 рублей.

Следовательно, если педагог набирает в месяц 85 баллов, его гарантированно ждет прибавка к зарплате в сумме 17000 рублей.

Если добавить к этому одноразовые квартальные стимулирующие добавки (30 тысяч рублей в школе №18), то лучший учитель может в месяц получить заработную плату в размере 40000 - 50000 рублей.

Это на бумаге…

Теперь, что получается на самом деле.

Во-первых, набрать заветные баллы смогут далеко не все педагоги. Потому что, стимулирующие добавки и выплаты НИКАК НЕ СВЯЗАНЫ С ПРЯМОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ УЧИТЕЛЯ – УЧИТЬ ДЕТЕЙ, а касаются, в основном, экспериментальной работы и деятельности по пропаганде успехов школы в модернизации системы образования.

Так, 47 баллов, более половины, преподаватель получит, если подготовит победителя олимпиады или окружной программы «Шаг в будущее», будет участвовать в экспериментальной работе на региональном или муниципальном уровне, станет автором или соавтором инновационных проектов, будет иметь собственные авторские программы обучения, участвовать в конкурсах профессионального мастерства или мастер-классах, своевременно и качественно составлять и сдавать отчеты.

Еще десяток баллов начисляется за классное руководство, отсутствие конфликтов, взаимоотношение с партнерскими организациями.

Остальные баллы касаются либо преподавателей, в классе у которых есть дети, нуждающиеся в психо-медицинском или психологическом сопровождении, либо учителей-логопедов.

Во-вторых, в положении о фонде разовых стимулирующих выплат школы №18 написано: «3.4. Разовые стимулирующие выплаты не могут быть установлены работнику в случае:

  • наличия у работника дисциплинарного взыскания;
  • ненадлежащего выполнения должностных обязанностей;
  • наличия обоснованных жалоб участников образовательного процесса.
  • На практике, это означает, что максимальную надбавку получит лишь тот учитель, который будет ладить со всеми «участниками образовательного процесса», в первую очередь с администрацией школы.

    Ну, и много ли вы знаете таких педагогов, которые и творческие, и экспериментаторы, да, к тому же, умеют ладить с начальством?

    Таким образом, даже самый продвинутый учитель, педагог-новатор, может рассчитывать на сумму, не превышающую 25000 рублей.

    Рассуждает Татьяна Моставщикова, директор департамента образования Нефтеюганска: «Ставка педагога – 11 774 рубля. По новой тарификации заработная плата увеличится до 14–15 тыс. рублей. Ставка, плюс часы, плюс классное руководство, плюс другие доплаты, но максимум что сможет получить педагог-новичок 19–25 тысяч рублей».

    А если говорить о малокомплектных школах, школах, находящихся в маленьких поселках Югры, то максимальная заработная плата учителя здесь вряд ли превысит значение в 15000 рублей.

    Так что, следует признать, наши учителя сегодня вынуждены жить в непрозрачных условиях, не ведая, сколько же денег они получат за свою работу; уповать на милость администрации и молчать, молчать, молчать…

    С таким выводом, в принципе, соглашается и директор департамента финансов администрации Нижневартовска Галина Василенко, которая прямо заявляет, что подсчитать, сколько будет и может получить, скажем, учитель-предметник за одну ставку при новой системе оплаты труда крайне затруднительно.

    А только ли в деньгах дело?

    Молодежь не идет в школы. «Старики» не приемлют «инновационные методы». Что же будет?

    В автономном округе сегодня трудится порядка 34000 педагогов, из них треть – 12000 - учителя. Половина наших учителей проработала в школе уже более 20 лет (50% из них – пенсионеры), еще 34% - более десяти. Следующие поколения почти не «делегируют» своих представителей в школу – от 2 до 10 лет всего 16 % педагогов.

    Югра занимает одно из последних мест в Российской Федерации по числу молодых педагогов – 5% от общего числа учителей.

    В школах большая текучесть кадров: ежегодно увольняется и принимается на работу порядка 20% учителей. Из них почти треть – это молодые, со стажем до 5 лет.

    По словам Аллы Владимировны Грибцовой «…большинство работающих в школах Югры учителей получали педагогическое образование в 70-80-е годы 20 века. Это советская идеологическая система, в которой подготовка педагога равна подготовке, с одной стороны, специалиста, хорошо знающего предмет, с другой стороны, транслирующего ценности социалистического государства». Но если вдруг все учителя-пенсионеры уйдут на заслуженный отдых, в системе общего образования Югры наступит коллапс.

    И вот здесь я бы хотела остановиться и спросить: «А что плохого было и есть в ценностях социалистического государства? И неужели Комарова и Грибцова уверены в том, что если зарплата учителя станет 45 тысяч рублей, наша школа и наши дети получат мощный толчок в своем развитии? Разве не видят чиновники из департамента образования, что в учительской среде Югры имеет место системный и тяжелый кризис? Кризис, который начался не сегодня, но по-настоящему его последствия ещё только предстоит ощутить.»

    Давайте попробуем нарисовать портрет учителя, который придет на смену «трансляторам ценностей социалистического государства».

    Да, если реально повысят заработную плату учителю, то люди в школу пойдут.

    Но меньше станет тех, кто, придя в школу, останется там на всю жизнь. Такое понятие, как «служение» окончательно исчезнет из терминологии, с помощью которой принято описывать жизнь и деятельность представителей благородной профессии. Причина всего этого - современная жизнь с её характером пульса, темпом и постоянно меняющейся социально-экономической обстановкой.

    Императив «я должен» всё больше уступает место понятию «мне выгодно». Этому и будет подчиняться жизнь и само пребывание педагога в стенах школы и вообще в системе образования. Учитель будущего, очевидно, станет думать гораздо больше о себе, чем о своих учениках. Ученики, в свою очередь, более прагматично и вряд ли благоговейно отнесутся к учителям.

    С другой стороны, учитель достаточно сильно ощутит давление бюрократии во всех смыслах этого слова: и в смысле бумаготворчества, и в смысле давления государства. Бумаготворчество - единственный "метод измерения" педагогического труда, придуманный государством. Поскольку государство сегодня жмёт на всех и вся, постольку и "бумагооброт" в школах увеличится.

    Расслоение в обществе неизбежно отразится и на учительской среде. Вероятно, среди учителей будет и своя «аристократия» и свои «плебеи». Первые сконцентрируются в наиболее «успешных» школах (понимаете, о чем я?). Вторые — преимущественно в сельской местности и маргинальных городских районах. Не исключаю, что первые (их будет не так много), тем или иным образом, получат неплохое материальное вознаграждение и станут, своего рода, «фальш-ориентиром» для остальных. И скажут чиновники: «Вот работайте как они — и будет вам счастье».

    Написала и подумала – а ведь все это уже есть и сегодня!!!

    Валерия Горностаева

    Назад

    Комментарии  

     
    +8 #3 надежда 20.12.2011 21:31
    Почему в х.Мансийском районе стимулирующие зависят от нагрузки педагогов? Или мой открытый урок ценится меньше, чем у другого учителя? Или мой победитель олимпиады ценится меньше, чем у другого учителя?
    Цитировать
     
     
    +13 #2 Alisa 16.10.2011 02:00
    Kуда можно написать и прислать скан своей расчетки, чтобы все увидели, что учитель с первой категорией, 22-летним стажем получает 21 000 рублей со 120% северными и районными надбавками включительно?
    Цитировать
     
     
    +18 #1 Alisa 16.10.2011 02:00
    Спасибо, что вспомнили об учителях, но здесь в статье еще не отражается вся дискредетация новой системы оплаты труда, которая проявилась в последние года.
    Я тоже из Сургута.
    О каких 200 рублях за один балл идет речь в статье? В нашей школе один балл стоит меньше 10 рублей. В прошлом году (до повышения) стоимость одного балла была 4 рубля 57 копеек.
    Я имею 50 баллов и моя стимулирующая выплата 495 рублей с копейками. А уж какие "драки" при распределении квартальных выплат среди избранных за закрытыми дверями происходят - только слухи по школе идут. У нас все тайна - кому, за что и самое главное сколько. Как ни пытались добиться открытости и гласности, но не смогли.
    Я считаю, что эти "стимулирования" - это просто расхищение бюджетных средст администрацией, теми, кто ближе к кормушке.
    Цитировать