ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ЮГРЫ

+ 0
+ 0

Изучаем доклад об экологической ситуации в округе за 2011 год

Заместитель губернатора автономного округа Геннадий Бухтин представил широкой общественности итоговый доклад об экологической ситуации в регионе.

По его оценкам, сделанным на пресс-конференции 2 марта, основное влияние на окружающую среду Югры по-прежнему оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса. А самыми опасными факторами являются нефтяные загрязнения воды и почвы, происходящие по причине высокой аварийности трубопроводов.

Наш корреспондент Марина Петровская провела свой анализ представленного документа. И вот что она увидела…

Чем мы дышим?

В городах Югры в 2011 году степень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как «высокая» и очень высокая». И только в Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске его значение поднимается до показателя «повышенное».

Основная причина загрязнения – большая концентрация формальдегида и фенола. Например, в Белоярском она превышает предельно допустимую норму в 19,9 раза. В Радужном – в 3,6 раза. В Нефтеюганске – в 2,6 раза. В Ханты-Мансийске – в 1,9 раза.

И тенденция, увы, не радует: с 2007 года по 2011 год степень загрязнения атмосферного воздуха во всех городах Югры только растет.

Что же является источником загрязнения атмосферы формальдегидом и фенолом?

На этот вопрос наши экологи однозначного ответа не находят.

Существует лишь гипотеза, предполагающая их наличие в воздухе от сгорания органических и неорганических веществ, да достоверные данные о том, что одним из массовых источников фенольных испарений являются так называемые фенольные дома, которых в нашем округе по официальным данным около 2 миллионов квадратных метров.

А между тем, фенол и его производные без труда проникают в организм человека через кожу и желудочно-кишечный тракт, а пары фенола – через легкие. В организме фенол легко образует соединения с другими веществами. Чем выше концентрация фенола в крови, тем сильнее его неблагоприятное влияние на здоровье человека.

Таким образом, можно предположить, что главными источниками фенольных загрязнений являются теплоэнергостанции, полигоны ТБО, свалки и наши с вами дома.

Как же борется окружная власть с этой экологической бедой?

Как следует из доклада, во всех муниципальных образованиях автономного округа реализуются экологические программы и природоохранные мероприятия. Общий объем финансирования программ и мероприятий в области охраны окружающей среды муниципалитетов в 2011 году составил 731 млн. рублей.

Куда были направлены эти деньги?

Выделено две субсидии на строительство полигонов ТБО для пгт.Пионерский, пгт.Малиновский, п.Алябьевский Советского района и п. Салым Нефтеюганского района.

Приобретены 3 установки по термической утилизации опасных биологических отходов для г.Урай, г.Югорска, пгт.Октябрьское и 35 установок для утилизации медицинских отходов для учреждений здравоохранения автономного округа.

Остальные средства ушли на проведение всевозможных научно-исследовательских работ экологической направленности, в том числе (наконец!) и на определение «источников повышенного содержания формальдегидов в атмосферном воздухе».

А между тем, в 2011 году в автономном округе образовалось 4 110,3 тыс. тонн бытовых и производственных отходов. Процент их утилизации составил всего 47%.

Реконструкция же теплоэнергостанций для снижения объемов грязных выбросов в 2011 году, судя по докладу, полностью была переложена на плечи самих предприятий.

Да и объем сноса ветхого и фенольного жилья, кстати, в прошедшем году составил всего 57% от объемов 2010 года…

Что мы пьем?

В докладе Геннадия Бухтина крайне скупо излагается ситуация с состоянием питьевой воды в Югре.

Сказано лишь, что в 2011 году зафиксированы загрязнения подземных вод на 20 участках. На этих участках 2 водозабора признаны «чрезвычайно опасными» (обнаружен бериллий). 6 водозаборов являются «высоко опасными» (барий, ртуть, бор). Более 20 водозаборов признаны «опасными» (железо, марганец, фтор, азот, медь).

Если учесть, что сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе действует всего 45 предприятий, имеющих лицензию на добычу подземных вод, то окажется, что примерно 75% из них добывают воду крайне низкого качества.

Чуть больше света на ситуацию с питьевой водой проливает отчет ученых кафедры «Товароведение и технологии продуктов питания» Тюменского государственного нефтегазового университета, которые провели исследование питьевой воды в нашем округе.

Исследование проходило осенью 2011 года в рамках реализации целевой программы ХМАО «Чистая вода», его заказчиком был Департамент экологии Югры.

Так вот, ученые взяли в разных районах округа 2575 проб воды и проверили их по 12 показателям.

Побывали не только на водозаборниках, где ведется стационарная очистка воды, но и на объектах здравоохранения, образования, в дошкольных учреждениях.

Результаты, прямо скажем, обескураживают.

Количество железа превышает нормы в 86 процентах проб.

В 16 процентах выявлено превышение предельно допустимой концентрации марганца, в 10% — аммонийного азота.

Удивили ученых и некоторые очистные сооружения: вода на выходе оказалась «грязнее», чем на входе. Видимо, системы просто отслужили положенный срок, и сейчас от них больше вреда, нежели пользы.

Радует лишь тот факт, что ни в одной пробе не было выявлено отходов нефтепродуктов.

В целом, результат исследования дает основания полагать, что проект «Чистая вода» в округе является не таким уж чистым.

А о том, что руководству ХМАО он стал еще и не очень интересен, говорит тот факт, что его финансирование в 2011 году было реализовано всего на 23,4%.

Чем мы болеем?

Еще одно нерадостное известие в докладе департамента экологии - данные об инфекционной и паразитарной патологии в округе.

В 2011 г. зарегистрировано 443 678 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, показатель на 100 тыс. населения составил 28 395,8. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. заболеваемость увеличилась на 23,3%.

Произошел рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями на 75,4%; хроническим вирусным гепатитом В – на 9,4%; менингококковой инфекцией – на 88,7%; бациллярными формами туберкулеза – на 8,2%; болезнью, вызванной ВИЧ – на 29,3%; энтеробиозом – на 11,3%; описторхозом – на 22,2%.

Как крайне неблагополучную оценил департамент экологии и ситуацию по заболеванию сальмонеллезами – она на 43,5% выше уровня заболеваемости за аналогичный период прошлого года. Доля сальмонеллезов в структуре острых кишечных инфекций составила 9,9%.

Основной источник инфекции — пищевые продукты, как правило, животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца, рыбу), при вынужденном, неправильном убое животных, нарушении правил хранения и приготовления продуктов, а также вода в открытых водоемах или водопроводная вода при аварийных ситуациях.

Учитывая эти данные, хотелось бы порекомендовать экологической службе более тесно сотрудничать с департаментом здравоохранения. Ведь, судя по итогам реализации национального проекта «Здоровье», на профилактику инфекционных заболеваний из федерального центра в 2011 году было выделено более 319 миллионов рублей. Но ни копейки из них не потрачено на обследование населения с целью выявления, к примеру, инфицированных туберкулезом или гепатитом В. А на проведение мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, направлено всего 160 тысяч рублей.

Назад

Добавить комментарий



Обновить