Борис Грызлов и его УП-УПение

//
+ 1
+ 1

 

Гром победы, раздавайся! Торжественно объявлено, что в феврале главный единоросс собирается приехать в Нягань, чтобы провести пафосное партийное мероприятие, посвященное «Уралу промышленному — Уралу полярному».

Надо сказать, что «Единая Россия» очень любит пиариться где можно и как можно. Множество югорчан знают, что идея «Урала промышленного — Урала полярного» принадлежит и принадлежала Александру Филипенко. Пришло время напомнить об этом отдельным деятелям «Единой России», уж очень быстро забывшим все, что было раньше, и оперативно присягнувшим на верность новым хозяевам…

 

 

Предисловие из прошлого века


Известно, что Александр Филипенко в советские времена делал головокружительную карьеру — и в 34 года стал первым секретарем Березовского райкома партии (в 1984 году). Вот тогда он начал делать первые попытки двигать альтернативную экономику на Приполярном Урале (добыча золота и других полезных ископаемых). Однако сиятельные старцы из Политбюро даже предположить не могли, что Рональд Рейган и министр нефти и газа Саудовской Аравии сумеют буквально за несколько лет опрокинуть мировые цены на нефть и газ впятеро — и «империя зла» захлебнется в очередях и дефиците. А нефте- и газодобыча будет лет так десять безнадежно балансировать на грани рентабельности.
Тогда уж точно стало не до альтернативной экономики… Потом случились путч и развал Советского Союза, возникновение Югры как субъекта Российской Федерации, август 1998 года, дорогая нефть — и восемь тучных лет в самом начале второго тысячелетия.

Где причина — и где следствие

Александр Филипенко снова заговорил об «Урале промышленном — Урале полярном» — но… «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Без помощи полпреда Петра Латышева и полпредства в целом продвинуть идею уже было практически невозможно. Далее Латышев назначил ответственным за реализацию проекта Виктора Басаргина.
Кстати, Виктор Басаргин именно за счет УП-УПа стал министром регионального развития правительства России. Однако сам по себе проект был классическим проектом «тучной восьмилетки», когда баррель нефти на пике стоил 180 долларов — и много-много лишних денег, которые можно было закопать хоть в тундру, хоть хранить в американских ценных бумагах.
Надеюсь, теперь всем понятно, что назвать УП-УП проектом партийным и единороссовским может только Иван, родства не помнящий.
Очередной кризис, как всегда, подкрался незаметно. И, как писал Александр Медников в «АиФ-Югра» осенью 2010 года, никакой особенной надобности в проекте той же железной дороги Полуночная — Обская сразу после кризиса не оказалось. И действительно: ну зачем почти девяносто километров «чугунки» там, где нет ни одного населенного пункта? Зачем закапывать от 500 до 700 миллиардов рублей федеральных бюджетных денег туда, где никогда не вывезти 20 миллионов тонн грузов в год (а именно эти объемы делают железнодорожные перевозки минимально рентабельными)? Да и цена новой железнодорожной ветки такова, что государство за нее точно платить не будет. Уж если за 525 километров ветки Обская — Бованенково главе «Газпрома» Алексею Миллеру министр финансов правительства России Алексей Кудрин дать 130 миллиардов отказался — то кто же будет платить 500–700 миллиардов?

Это сладкое слово «откат»

А с другой стороны — в декабре этого года состоятся выборы в Государственную думу, а тут такой проект! И можно реально открыть финансирование под очередной «проект века». Ведь по большому-то счету любой «откат» и «распил» бюджетных средств всегда начинается с малого. В финансирование 2011 года закладывается, скажем, 20% от общей суммы. А это, на минуточку, 100–140 миллиардов рублей. Представим на секундочку, что в российской финансовой системе заложены откаты. Так вот, уже 10% отката немедленно может покрыть все затраты на федеральную кампанию отдельных политиков какой-нибудь определенной партии. Поэтому биться есть за что. И есть реальная причина навешать побольше лапши на уши людям.

Гладко было на бумаге

Между тем вот уже несколько лет ученые Института экономики Уральской академии наук говорят о том, что к разведанным запасам Приполярного Урала принадлежат только запасы хромитов и бурого угля. Но это 5–7 миллионов тонн в год — то есть 25–30% окупаемости нового железнодорожного проекта через ледяные предгорья Приполярного Урала. А геологоразведка рудных запасов потенциальной «природной кладовой» займет от 18 до 30 лет. И ни один уральский промышленник не вложится потенциальными миллиардами в разведывание прогнозных запасов, которое растянется на такое время.

Ну здравствуй, бла-бла-бла!

Впрочем, стоит ли удивляться? То единороссы объявляют о программе строительства детских садов, деньги на которую зарабатывали все труженики округа. То они же организуют «коммунальную инспекцию», предварительно подняв расходы на ЖКХ без изменения качества услуг. То приписывают себе давнюю идею Александра Филипенко.
Бывший югорский губернатор теперь в Москве, его на предстоящем няганьском совещании видимо не будет. Можно говорить что угодно, вешать лапшу кому угодно — но мы-то знаем, что на самом деле стоит за очередной единороссовской инициативой. Цена той же программы «Чистая вода», которую Борис Грызлов собирается реализовывать с Виктором Петриком (был осужден на 11 лет, из которых отсидел пять), «тянет» примерно на 15 триллионов рублей.
Там, где большие бюджетные деньги, всегда возможен конкретный партийный интерес. Похоже, самого разнообразного вранья на предстоящем няганьском совещании будет более чем достаточно. Ждем-с.
Я совсем не удивлюсь, если генерального директора СУПТР-10, по совместительству руководителя отделения «Единой России» в Октябрьском районе Леонида Михалко заставят говорить слова о том, что строительство Няганьской ГРЭС тоже является исконным единороссовским проектом.
Правда, электростанцию строит финский энергоконцерн «Фортум», но что это меняет? «Единая Россия» победит кого угодно и что угодно. В том числе и здравый смысл.

Сергей ПАРАМОНОВ

Назад

Добавить комментарий



Обновить

/