Лошадиная сила роста цен

+ 4
+ 0

Рост цен – итог работы «Единой России»?

Цены на некоторые продукты питания за полгода выросли почти в два раза!


Хочется жить на аккумуляторах

Еженедельный опрос «Интересной газеты» показывает: проблема номер один, которая волнует жителей Югры, — активный рост цен. Конечно, мы уже привыкли, что ценники в магазинах продавцы переписывают регулярно. Но часто на один, два рубля. А так, чтобы за короткое время гречка увеличивалась в цене в два раза и во столько же раз дорожал хлеб, — это уже буквально беда для значительной части людей. Пенсионеры, к примеру, привыкли считать каждую копеечку. И для них рост цен бьет и по карману, и по здоровью, ведь они вынуждены с каждой волной инфляции все больше и больше отказывать себе в элементарном — хорошем питании и полном списке необходимых лекарств. То, что сейчас происходит в нашей стране, впору превращать в бизнес — открывать тотализатор, на котором можно было бы играть в ставки на инфляцию («ставлю сто рублей на то, что в марте морковка удорожает на 10%»). Такие игроки, как трейдеры, могли бы использовать для результативности прогнозов официальные отчеты статистики. А сегодня они для югорчан неутешительны.
По данным Федеральной службы Госстатистики по ХМАО-Югре, в нашем округе за последний год быстрее всех выросли цены на овощи, входящие в список социально значимых продуктов питания. Лидером роста цен стали картофель, белокочанная капуста, морковь и гречневая крупа. При этом основной рост цен произошел с июля 2010 года по январь 2011-го. Так, цены на «русский хлеб» за год выросли на 117%. То есть более чем в два раза! При этом с июля по январь рост цен на картофель составил 45%. Отметим, что повышение цен на картофель в Югре выше, чем в среднем по России, почти на 20%.

 

 

Упомянутая уже гречка подорожала на 82%. При том что если с декабря 2009 года по июль 2010-го цена на нее держалась примерно на одном уровне, то с июля по январь выросла на 81%. Скорость роста цен в Югре выше, чем в среднем по России. И произошло это под пристальным вниманием партии «Единая Россия», представители которой с завидной регулярностью объявляли с экранов телевизоров, что будут держать цены под контролем и накажут всех спекулянтов. Впору наказывать за пустословие самих единороссов.
Еще добавим, что сразу несколько групп товаров в Югре подорожали почти за год на 12% — это сливочное масло, молоко и яблоки. Безусловно, в таком темпе бега цен больше всего обидно за наших стариков. А как искать для них правды? Можно, конечно, спросить наших руководителей, лидера партии власти Бориса Грызлова или губернатора Югры Наталью Комарову: мол, почему у пенсионеров такие маленькие пенсии? «Потому что кризис», — могут ответить они. Почему тогда в нашей стране количество миллиардеров выросло вдвое? «Потому что инфляция». С такой инфляцией хочется питаться от аккумуляторов — у них хоть уровень заряда можно проследить. А так выходит, ни простой народ, ни партия власти не могут проконтролировать ни уровень цен на продукты питания, ни их качество.

Скоро пересядем на телеги

В лихие 1990-е владелец даже одной автозаправки в Югре мог стать миллионером: АЗС в те годы было мало, шел активный рост парка автомобилей и, как и сейчас, регулярно подымались цены на топливо. Но сейчас одна АЗС может давать дохода, едва чтобы ее хозяину хватало на хлеб с маслом: розничные наценки на топливо от его отпускной стоимости (нефтеперерабатывающих заводов) невелики. Выходит, всю ценовую погоду на рынке делают крупные нефтяные компании.
С лета 2010 года дизтопливо подорожало на 25%. Перед Новым годом — еще на 6%. Почти на 7% за прошлый год поднялась стоимость бензина. А с февраля автовладельцев снова ждет рост цен: до АЗС дойдет топливо, обложенное новыми, более высокими акцизами.
Автолюбителей Югры всегда волновал только один вопрос: почему в самом крупном нефтяном регионе России (и на одной из крупнейших нефтяных территорий мира) очень высокие цены на топливо?
Вообще, разобрать эту рыночную головоломку непросто. Возьмем Сургутский завод стабилизации газового конденсата. Его рабочие рассказывают, что завод производит в том числе бензин. Но только 30% этого топлива с завода остается на местном рынке. Остальное увозят в другие регионы. В то же время бензин для продажи в Сургуте везут из Омска, Тобольска. Есть другая грань головоломки, которую логикой также не понять: почему на территории Югры разная стоимость бензина на АЗС? К примеру, в Ханты-Мансийске бензин почти на два рубля дешевле, чем в Сургуте. Но железной дороги, по которой выгоднее всего транспортировать топливо, в Ханты-Мансийске ведь нет! Выходит, это чья-то политическая воля, чтобы бензин стоил дешевле в столице Югры? Так почему эту волю не принять на весь регион?
Эксперты отмечают, что нефтяные компании используют и кризис, и повышение акцизов как предлог. Потому что их главная цель — довести уровень цен на топливо в России до европейского. А в Европе сейчас, к примеру, литр 95-го стоит 1,2 евро. Это почти 50 рублей! Делают это нефтяные миллиардеры для того, чтобы достичь равных доходов в России и в Европе. Может быть, хоть при 50 рублях за литр бензина наши автовладельцы начнут как-то протестовать? Похоже, что, пока этого не произойдет, нефтяники будут всегда, как говорят, отмазываться, что бензин в нашей стране дорожает, потому что из-за повышения цен на бензин увеличиваются затраты на его перевозку.

Константин ПОРОХОВ

Назад

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить