ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ, или Почему жилищная программа «Единой России» может не состояться…

+ 4
+ 1

Когда агитаторы «партии власти» в очередной раз начинают «тележить» тему земельных участков и доступного жилья, я все время думаю: ну за что, за что Господь так нас наказал? Почему запредельно лживая власть досталась именно России?
Как осваивалась Сибирь испокон веков? Землей и волей. Сильные и рисковые русские люди шли за Камень — и не было за Уралом ни крепостного права, ни тех, кто продает землю. Сколько распашешь и освоишь — твой мир. Могут остяки налететь или татары. Но рука крепка и саблю держит — и лук боевой стреляет метко, коли надо. И конь быстр и вынослив.

 

 

Подари — и получай прибыль с добра

Когда мне рассказывают, сколько стоит обский или иртышский песок в том или ином муниципальном образовании (а 10–20 соток земельного участка в любом северном городе — это именно песок), мне хочется задать вопрос «Единой России»: доколе?! Дайте людям землю. И жилищная проблема реализуется на 70%! Земля и воля — извечный русский зов. За землю и волю отдавали жизнь, мечтая о свободе столетиями. Когда земля обретала цену там, где дикое поле? Когда она была распахана, когда на ней появлялись постройки. Когда на ней начинал родиться хлеб.
Когда большая часть северного песка при разделе начинает стоить, как чернозем где-нибудь под Липецком или Воронежем, становится понятно, что это самая заурядная спекуляция земельными участками. Что характерно: в каком-нибудь заштатном Приобье (а это нищий Октябрьский район) еще недавно, до принятия Земельного кодекса, землю в пределах поселка раздавали даром. Но и сейчас мерзлый обский песок стоит не слишком дорого. И поэтому в Приобье строятся значительно активнее и успешнее, нежели в той же Нягани, где под застройку уходит всего-навсего 30–50 участков в год. А что бы вы хотели в ситуации, когда 10 соток уходят по 650 тысяч рублей за участок? Кто такую землю купит? Семья врача? Учителя? Продавца в магазине?
И в России, и в Америке новые пространства осваивались — и были освоены не просто пионерами. Они были освоены людьми, которые получали землю как дар. Наверное, именно поэтому и сегодня в Чикаго бунгало в сорока минутах езды от даунтауна стоит дешевле, нежели особняк с землей в Нягани, Сургуте или Ханты-Мансийске.
Может, именно поэтому Америка ставит рекорды экономического развития, а Россия никак не выберется из постсоветского вечного кризиса?
Все дело в совести?
Если вы действительно хотите решить жилищные проблемы своего населения раз и навсегда, у вас должно быть несколько дешевых и доступных вещей: 1. Дешевая земля. Ее на Севере так много, что десятки и сотни тысяч людей буквально за три-пять лет могут обрести на ней свое персональное счастье. 2. Дешевые инженерные коммуникации — когда муниципалитет позволяет людям брать инженерные сети в аренду с рассрочкой платежей. Нужно-то всего ничего — одна труба с холодной водой да электричество по постоянной схеме. Подари человеку свободу — он одарит тебя в ответ многочисленными покупками. Для постройки дома нужны стройматериалы и стекло, оконные рамы и двери, сантехника и бытовая электроника. Но это — нормальный бизнес. Нормальная прибыль. Нормальная жизнь. А ведь как же хочется кого-то лишний раз ограбить, осложнить кому-то жизнь…

От губернатора до мэра

Мэр любого югорского города и любой губернатор может организовать на своей земле массовое частное строительство. Нужно просто раз и навсегда перестать врать и ссылаться на объективные трудности. Повторю рецепты успеха:
1. Дешевая земля. 2. Недорогие инженерные сети. 3. Недорогие стройматериалы. 4. Острое желание сделать жизнь людей лучше. 5. Честность и совестливость.

Если бы у власти был я

Если бы я имел возможность принимать серьезные решения, я бы заставил мэров 22 югорских муниципальных образований первого уровня резко снизить цены на землю, ограничил бы возможность спекуляции земельными участками (любой факт перепродажи мгновенно порождает жесткие правовые последствия), занялся подготовкой инженерных сетей под частную застройку, организовал бы крупные оптовые поставки стройматериалов, цемента, стальной арматуры и бетона…
И вот тогда строительство частных домов стало бы серьезно влиять на рынок многоквартирного домостроения, снижая цены. Когда у вас только один крупный сегмент жилищного строительства, невозможно работать «с вала» — ведь монополизм диктует совершенно другие законы.
Ту же систему сити-менеджмента можно поставить на службу обычному человеку. Но для этого нужно перестать врать людям, перестать вкачивать миллиарды рублей в финансово-строительные пирамиды (одно заявление единороссов об очередных 64 миллиардах рублей чего стоит!), и последовательными, системными мерами снизить стоимость одного квадратного метра жилья до 10–20 тысяч рублей. Кто это может сделать? Ни президент, ни премьер, ни Москва… Могут это сделать мэры, окружная дума, правительство округа. Наша местная власть. Та, которая рядом.
Нужно просто перестать врать.

Петр КРАШЕНИННИКОВ

Назад

Добавить комментарий



Обновить