ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ…

+ 4
+ 0

или к чему ведут кадровые пасьянсы югорских медведей

Федеральный штаб «Единой России» окончательно поставил крест на амбициях первого заместителя Губернатора Югры Ильи Петрова стать руководителем и куратором предстоящей избирательной кампании в Государственную Думу Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. И, хотя внешне все останется как прежде, всем процессом подготовки и проведения избирательной кампании в регионе будет управлять другой человек – Леонид Яковлевич Симановский.

Вынужден выйти из тени…

Имя Леонида Симановского мало что говорит простым жителям Ханты-Мансийского автономного округа. Разве что старожилы из Нефтеюганска вспомнят, как бывший вице-президент по региональному развитию нефтяной компании «ЮКОС», являвшийся по совместительству одним из руководителей скандально известного банка «МЕНАТЕП», блестяще, по мнению газеты «Коммерсантъ» («Коммерсантъ», от 31.05.2006 № 96 (3427)), лишил бюджет города каких-либо налоговых поступлений «живыми» деньгами, после чего город начал быстро деградировать, а люди – уезжать. И все это - благодаря придуманным и успешно реализованным вексельным зачетным схемам, на разработку которых Леонид Симановский, по утверждению «Российских вестей» (http://www.rosvesty.ru/2046/first/), был большой мастер. И только после того, как Симановский ушел из ЮКОСА, Нефтеюганск стал постепенно восстанавливаться.

Но, оставив ЮКОС, Леонид Яковлевич не порвал своих связей с автономным округом. Вот уже как десять лет он представляет Югру в Государственной Думе РФ, сохраняя свой статус в политической элите и являясь одним из самых богатых депутатов ГД (его состояние Forbes оценивает в 950 миллионов долларов США – 110 место среди самых богатых людей России: (http://www.forbes.ru/profile/leonid-simanovskii)

При этом, Леонид Яковлевич Симановский никогда прежде не являл себя публике, ограничиваясь лишь оказанием «скромной» финансовой поддержки партии власти. Этого вполне хватало для того, чтобы спокойно, без надрыва избираться депутатом российского парламента и занимать там серьезные управленческие посты (Л.Я.Симановский является заместителем председателя комитета ГД по энергетике). И, разумеется, потихоньку, но эффективно развивать собственные бизнесы.

Что же (или кто?) сегодня заставило крайне осторожного бизнесмена и политика «выйти из тени» и приготовиться «к прыжку» в публичную деятельность?

Как утверждал на прошедшей в мае конференции регионального отделения «Единой России» сам Симановский – «наша общая цель – обеспечить максимальное присутствие ХМАО в федеральном депутатском корпусе. То есть не менее трех человек должны пройти в Думу». А для этого партии власти нужно исправить как содержательные, так и координационные просчеты, допущенные за последние полтора года.

Все эти просчеты Леонид Симановский прочувствовал на себе. Возглавляемый им список кандидатов от «Единой России» в Думу ХМАО по Няганьскому избирательному округу получил один из самых низких процентов голосов избирателей. И все потому, отмечал Симановский, что «не были содержательно наполнены ключевые темы кампании, не работали слоганы, не использовалась федеральная повестка».

По мнению же независимых аналитиков, выход из политической тени Леонида Симановского обусловлен тем, что впервые за многие годы он рискует не попасть в Государственную Думу и лишиться всех тех привилегий и связей, которые имел.

Ведь для того, чтобы стать депутатом, уже мало просто финансировать избирательную кампанию, как это было раньше. Весенние выборы показали, что Илья Петров и его «Бакстер-групп» умеют лучше «осваивать» деньги, чем давать нужный результат: Петров пока не научился, а «Бакстер-групп» никогда и не умел (http://hru86.com/tem/tem_25.html).

А так как в партийные списки фамилию Симановского (по известным причинам) нельзя ставить ни на первое, ни на второе место, процент голосов «за» Единую Россию обязательно должен быть больше 60%.

Значит, нужны и серьезные средства, и их эффективное использование.

Вот и пришлось Леониду Яковлевичу взвалить на себя предстоящую избирательную кампанию, «отодвинув» в сторону Илью Петрова.

При этом, конечно, он отдает себе отчет в том, что если победы не будет, то ему придется держать серьезный ответ и перед Москвой. В том числе, не только депутатским мандатом…

Уязвленное самолюбие не лечится?

Со складывающейся конфигурацией, конечно же, никак не может согласиться Илья Сергеевич Петров. Ведь ему же тоже необходимо многое доказывать федеральному центру. По-крайней мере, как-то нужно отрабатывать полученные от Дмитрия Анатольевича полтора года назад авансы.

В апреле ему большого труда стоило убедить ту же Комарову, и, как ему казалось, центральный политсовет партии в том, что провал на весенних выборах был вовсе и не провал, а сокрушительная победа новой политической элиты над старой. Да, цена этой победы оказалась «минус 10%», но зато сегодня уже никто не помешает Наталье Владимировне Комаровой проводить правильную и разумную социально-экономическую политику. А выборы в декабре дадут партии власти такой результат, которого Югра еще никогда не видела.

Однако, как оказалось, ситуация после мартовских выборов не только не стабилизировалась, но еще более ухудшилась.

Активизировалась парламентская оппозиция, которая благодаря этим «минус 10%» предстала на политическом поле игроком, которого просто так не спишешь со счетов. К слову, у того же Петрова была великолепная возможность «обуздать» лидеров ЛДПР и Справедливой России, «выделив» им с барского плеча несколько руководящих должностей в окружной Думе, тем самым «связав» эти партии конкретной работой и коллективной ответственностью. Но не хватило опыта политических решений, а Комарова просто не стала «размениваться» на диалог с «отщепенцами».

В результате, по данным последних социологических исследований, проведенных ФАПСИ, рейтинг «Единой России» так и продолжает барражировать на уровне 40%, тогда как ЛДПР уверенно имеет свои 30%, а «Справедливая Россия», даже не проводя активной работы, подбирается к отметке 15%.

Однако, несмотря на все это, Илья Петров категорически против того, чтобы в его епархии командовал Симановский. Естественно, впрямую это не звучит (себе дороже), но, как говорится, «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат».

Так и здесь, затрещали и закачались кресла под политтехнологами из «Бакстер-групп»: некоторые уже покинули свои посты и территорию; кому-то Петров спешно ищет новые должности; кого-то пытаются оставить на прежнем месте.

А коридоры «Единой России», как говорят местные единоросы, вскоре заполнят политические технологи из «НОВАТЭК», одним из руководителей которой является Леонид Симановский. О том, что собой представляют эти специалисты, жители Югры могут судить по деятельности Олега Гончарова, который до прихода Натальи Комаровой занимал должность заместителя губернатора по информационной политике (и, кстати, был уволен одним из первых).

Региональные аналитики, комментирующие складывающуюся ситуацию, убеждены, что «новатэковские» и «петровские» никогда не смогут найти общего языка друг с другом ни в идеологии, ни во взглядах, ни в работе. Чем это грозит «Единой России», объяснять не нужно…

Между двух огней

По-видимому, «разруливать» ситуацию, по крайней мере, на уровне принятия тактических решений, предстоит секретарю регионального политсовета «Единой России» Борису Хохрякову. Но Борису Сергеевичу и в силу его недостаточного политического веса, и в силу его слабой подготовленности к «жесткой борьбе» вряд ли удастся встать над «схваткой» и хоть как-то объединить амбиции, желания и интересы Симановского и Петрова (http://hru86.com/tem/tem_39.html).

Ситуация усложняется еще и тем, что Хохрякову не удалось сформировать в политсовете регионального отделения, а, равно как и в его президиуме, собственного большинства.

Так, из всего состава президиума политсовета, только Ильшат Ниязов, да Вячеслав Танкеев могут считаться 100% людьми Хохрякова.

Остальные члены этого органа, среди которых четыре «назначенных» Натальей Комаровой главы муниципалитетов и один ее заместитель, а так же Анатолий Дубовик, которому крайне важно доказать Комаровой свою лояльность, скорее всего в принципиальных вопросах будут ориентироваться на Наталью Комарову (Илью Петрова), нежели на Хохрякова или Симановского.

При этом не следует забывать, что с Бориса Сергеевича, как со спикера регионального парламента, никто не снимет ответственности за работу и в окружной Думе, управлять которой в условиях ее нынешней многопартийности стало намного сложнее.

В результате может случиться так, что Хохряков к декабрю месяцу повторит путь Владимира Михайловича Асеева, который, в условиях более спокойных и менее ответственных как раз и пал жертвой политической беспринципности окружной власти и собственного, пусть вынужденного, конформизма (http://hru86.com/tem/tem_38.html).

Глядя на разворачивающиеся события, руководители муниципалитетов начинают понимать, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Не дожидаясь того, когда верхи придут к общему знаменателю, наиболее ответственные главы муниципальных образований начали срочно формировать собственные команды для решения осенних политических задач. По нашей информации лукойловские города, Сургут, Нягань, Белоярский район активно приступили к поиску технологов, способных эффективно работать на малых территориях; производят перегруппировку муниципальных элит; ведут переговоры с лидерами оппозиционных партий. Но если, скажем, в том же Лангепасе, или Сургуте эта работа может быть признана более-менее успешной, то в Кондинском, Ханты-Мансийском, Октябрьском районах, Радужном, Нижневартовске и Пыть-Яхе местным руководителям очень бы не помешала помощь и поддержка со стороны регионального политсовета. А он пока бездействует и молчит…

И у Комаровой получается плохо

Есть еще один субъект политических отношений в современной Югре, от которого многое зависит в предстоящей политической кампании. Речь идет о губернаторе Наталье Комаровой. Точнее, о ней не как о губернаторе, а как об активном (надеемся) члене регионального политического совета партии «Единая Россия».

Две недели назад она, пожалуй, впервые, по-настоящему заявила о себе как о политике.

Дело было в Ханты-Мансийске, а мероприятие называлось «Круглый стол, посвященный созданию в Югре «Общероссийского народного фронта».

Ее заявление поразило наблюдателей своей откровенностью и своим цинизмом одновременно: «Когда формируется властная структура и она какое-то длительное время функционирует без заметного изменения, в ней и вокруг нее вытаптывается действительно большое пространство. Люди ее не видят, и она не видит людей». Это откровенно.

Поэтому, считает политик Комарова, обращаясь к участникам круглого стола, «партнерам партии «Единая Россия» по Общероссийскому народному фронту должны быть предоставлены реальные возможности участия в выборах и получения депутатских мандатов». А вот это уже цинично.

Не может не знать госпожа Комарова, что представителям создаваемого фронта «Единая Россия» по всей стране выделяет всего ЧЕТЫРЕ места в своем избирательном списке. И не факт, что эти места будут проходные. А уж тем более не могла не знать Наталья Владимировна, что среди соискателей на эти четыре строчки нет (и не планируется) ни одного представителя югорских общественников.

Эксперты, обсуждавшие итоги круглого стола, сошлись во мнении о том, что «народный фронт» создается лишь как «противовес снижению рейтинга, спасительная соломинка, палочка-выручалочка».

Это, кстати, хорошо понимают жители Югры. По данным социологического опроса, проведенного тем же ФАПСИ, идею народного фронта готово поддержать всего лишь 17%.

«Как это ни печально, - пишет известный политический комментатор, приходится констатировать, что «Единая Россия» дошла до профанации самой идеи, так как всегда народные фронты создавались как оппозиция действующей власти. Как жаль, что «Единая Россия» не может предложить внятный пакет общественных преобразований, вокруг которого охотно и с большим энтузиазмом объединились бы и либералы, и националисты, и коммунисты. Как жаль, что партия власти пытается лишь сохранить власть, ничего не меняя в политической и общественной жизни страны. Как жаль, что «Общероссийский народный фронт» - это функциональная временная структура для «разруливания» конкретных острых проблем, куда во всех регионах собирают нужных людей из линейных подразделений. После решения задачи фронт расформируют за ненадобностью, все возьмут шинель и пойдут домой… «Мавр сделает свое дело, мавр может уходить» (http://www.chinovnic.ru/novosti-364.htm#364).

PS. Пока политики проявляют повышенную активность, народ безмолвствует. Однако эта реакция не должна успокаивать власть предержащих. За индифферентностью людей скрывается «тихий протест», дефицит доверия к политической системе, усталость от пиара, неверие в то, что удастся что-то реально изменить к лучшему. Это вряд ли скажется на результате ближайших выборов, но в среднесрочной перспективе может стать для власти серьезной проблемой.

Алексей Тихомиров, Информационно-аналитический портал «Югорские хроники»

Назад

Добавить комментарий



Обновить