Правительство Югры признало: 2011 год провален; в 2012 году прорыва ждать также не стоит…

+ 0
+ 0

На днях Наталья Комарова подписала два правительственных распоряжения: «О прогнозе социально-экономического развития ХМАО-Югры на 2012 год» и «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики и характеристиках проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год».

Внимательное изучение этих документов позволяет сделать вывод: 2011 год мы с вами провалили; перспективы 2012 - 2014 годов – под большим вопросом…

Хорошая мина при плохой игре

Давая характеристику уходящему 2011 году, окружное правительство пишет: «По итогам социально-экономического развития Югры за семь месяцев 2011 года можно предположить, что посткризисное восстановление экономики автономного округа продолжается, внутренние и внешние факторы благоприятствуют переходу экономики к устойчивому развитию».

На фоне этого мажорного заявления удручающими выглядят основные показатели социально-экономического развития Югры, которые далее приводятся в документах.

Так, к примеру, индекс промышленного производства составляет всего 97,8% к уровню прошлого года; индекс потребительских цен за семь месяцев этого года вырос более, чем на 5%; добыча полезных ископаемых снизилась более, чем на 2%; оборот розничной торговли уменьшился на 7%.

Но самым тревожным является тот факт, что постоянно падают реальные доходы жителей Югры. Несмотря на декларируемый рост заработной платы, реальные доходы населения Ханты-Мансийского автономного округа снизились в 2011 году на 15% от прошлогоднего показателя. При этом, в среднем по Российской Федерации располагаемые реальные денежные доходы упали всего на 1,4% и составляют 98,6% от показателя прошлого года.

Эксперты полагают, что падение реальных доходов людей на фоне роста номинальной заработной платы свидетельствует об удорожании жизни в Югре, о неспособности руководства округа стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

«Налицо неэффективная финансовая политика окружных властей, - замечает директор института финансового анализа регионального Центра инвестиций Алексей Нахапетов. - Вкладываемые в социальную сферу деньги работают плохо, не эффективно. Повышения качества жизни людей не происходит».

Правительственные же чиновники падение доходов людей связывают с «ипотечным бумом», и утверждают, что доходы населения упали потому, что Югра является лидером по сумме выданных ипотечных кредитов, и население вынуждено отвлекать часть своих доходов на их погашение.

При этом они заявляют, что «для большей части населения оплата ипотечных кредитов является затруднительной. В среднем ежемесячный доход семьи составом из трёх человек составляет от 25 до 50 тыс. рублей. Ежемесячный платёж по ипотечному кредиту с учётом компенсации части процентной ставки составляет около половины семейного дохода. Ежемесячного семейного дохода за вычетом платежей по ипотечному кредиту недостаточно для обеспечения комфортного уровня жизни семей автономного округа».

Немного сделано правительством округа и по другим направлениям социальной поддержки населения.

Так, целевая программа развития жилищного строительства профинансирована всего на 22,2%; государственную поддержку получили всего 715 молодых семей из 23 тысяч, заявившихся на участие в соответствующей программе.

Из 381 семьи представителей коренных малочисленных народов Севера, которым были обещаны государственные субсидии, только 44 семьи их получили.

За 9 месяцев построено и сдано в эксплуатацию 5257 квартир, в основном в Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске.

Зато в других муниципалитетах (для примера взяты семь из двадцати двух) число сданных квартир варьирует от одной в Покачах до тридцати восьми - в Югорске.

Справедливости ради следует отметить, что по некоторым направлениям в 2011 году зафиксированы положительные изменения.

Например, вырос объем сельскохозяйственного производства – на 3 с лишним процента; на 4% вырос объем платных услуг населению; более чем на 10% выросли вложения предприятий в основной капитал; в целом на 17% построили больше жилья...

Однако, даже эти обнадеживающие цифры не скрадывают печального впечатления от официальных итогов развития округа в этом году.

Понимают это и сами члены правительства. Именно поэтому, прогнозируя темпы и направления социально-экономического развития Югры на 2012 год, они из двух сценариев выбрали «умеренно оптимистичный» вариант, согласно которому ничего хорошего ждать не приходится.

Что год грядущий нам готовит?

Правительство Югры готово к тому, что в 2012 году «темпы роста экономики могут остаться на достигнутом уровне».

При этом, валовой региональный продукт в 2012 году снизится по сравнению с 2011 годом на 0,4%; индекс промышленного производства уменьшится почти на 1%; инвестиции в основной капитал снизятся на 6%; реальная заработная плата и оборот розничной торговли останутся на прежнем уровне.

Почти на полтора миллиарда долларов США уменьшится экспорт.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 - 2014 годы

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр.

78,2

105,0

100,0

97,0

101,0

Валовой региональный продукт, индекс физического объема %

101,4

101,5

101,1

101,5

101,6

Промышленность, % индекс физического объема %

101,8

100,6

99,3

99,5

99,4

Инвестиции в основной капитал, % индекс физического объема %

106,9

107,7

101,1

102,0

101,8

Реальная заработная плата, %

99,4

100,0

100,0

100,3

100,8

Оборот розничной торговли, % индекс физического объема %

88,0

97,0

100,0

100,0

100,0

Экспорт - всего, млрд. долл. США

16,1

21,1

19,7

18,8

19,5

Импорт - всего, млрд. дол. США

1,0

1,0

1,1

1,1

1,2

По оценкам специалистов департамента экономики, объемы добычи нефти в 2012 году уменьшатся, и в дальнейшем продолжат снижение.

Показатель

2010 год

2011 год оценка

Прогноз Югры на 2012 год

Прогноз Югры на 2013 год

Прогноз Югры на 2014 год

Объемы добычи нефти, млн. тонн

266,0

264,0

259,0

254,0

253,5

На этот процесс окажет существенное влияние истощение ресурсной базы автономного округа; невыполнение проектных решений по объемам бурения, вводу новых скважин и действующему фонду скважин; недостаточное проведение геологоразведочных работ и, как следствие, отсутствие подготовленных к разработке запасов, ввод в разработку которых мог бы компенсировать текущую добычу.

Не будут в ближайшее время развиваться и другие секторы экономики.

Так, темпы развития лесопромышленного комплекса останутся прежними – всего 0,2% от общей структуры промышленного производства; не произойдет прорыва в химическом комплексе – все останется на уровне этого года.

Не произойдет серьезных изменений в производстве строительных материалов, нефтепродуктов, в машиностроении.

Одним словом, диверсификации экономики Югры в ближайшие годы не предвидится.

Структура промышленного производства в ценах 2009 года, %

Отрасли промышленности

2010 год отчет

2011 год оценка

2012 год прогноз

2013 год прогноз

2014 год прогноз

Промышленность - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

86,9

86,9

86,5

86,3

85,9

Производство нефтепродуктов

3,2

3,3

3,5

3,6

3,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,3

7,0

7,0

7,0

7,3

Пищевая промышленность

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Производство строительных материалов

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Машиностроение

1,7

1,9

2,1

2,1

2,3

Лесопромышленный комплекс

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Химический комплекс

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

Прочие

0,3

0,2

0,1

0,2

0,1

Что касается инвестиций, то, как и в 2011 году, основным источником инвестиций в основной капитал будут являться собственные средства предприятий, которые составляют от 75 до 78% в общем объеме инвестиций.

А вот инвестиции со стороны государства, направляемые на финансирование объектов социального назначения и жилищные программы автономного округа, постепенно будут снижаться. Так, если сегодня доля бюджетных средств в общей сумме инвестиций составляет 8,4% , то в 2014 году она уже не будет превышать 4,8%.

В прогнозном периоде 20122014 годов в объеме привлеченных средств заметно увеличатся объемы инвестиций за счет кредитов банков и прочих привлеченных средств; средства, полученные от долевого участия на строительство жилья (организаций и населения) и на индивидуальное жилищное строительство.

Ничего хорошего нас не ждет и в области доходов населения. По оценке правительства округа доходы в 2012 году в реальном выражении практически сохранятся на уровне 2011 года. При этом, будет наблюдаться рост индекса потребительских цен.

Структура индекса потребительских цен (прирост цен , %)

Товары и услуги

2009 год отчет

2010 год отчет

2011 год оценка

2012 год прогноз

2013 год прогноз

2014 год прогноз

Инфляция (ИПЦ) дек./дек.пр.года

110,0

107,8

108,0

107,0

106,5

106,0

Продовольственные товары дек./дек.пр.года

107,9

116,2

111,0

108,0

107,0

106,5

Непродовольственные товары дек./дек.пр.года

116,2

103,0

104,0

104,5

104,0

104,0

Платные услуги населению дек./дек.пр.года

106,2

106,8

107,5

106,5

106,0

105,5

Одним словом, в ближайшие три года, как минимум, наше правительство даже и не собирается заниматься развитием округа. Его главная задача – удержать ситуацию на уровне сегодняшнего дня.

Назад

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить