Модернизация со взлетной полосы

+ 6
+ 0

Авиакатастрофа в Сургуте, сход с рельс пассажирского поезда в Пыть-Яхе… где произойдет следующее ЧП?

Когда «Тушка» уже, как старушка

Мое возвращение в Сургут из командировки произошло спустя несколько дней после трагедии в аэропорту. В аэровокзале у сувенирной лавки продавщица рассказала: «В тот день шло всего два рейса на Москву. Пассажиров спасли в считаные минуты. На аэровокзале паники не было. Только женщина, почерневшая, кричала: «Я дочь не спасла, не спасла!» До посадки ее супруг с дочерью стояли как раз на том месте, где вы. Не могу поверить, что их уже нет».

После того как сгорел самолет, на телефоны пассажиров другого рейса звонили родные, друзья, знакомые. Их  успокаивали приблизительно так: «За меня не переживайте, лечу на «Боинге!» Хотя и «Боинги», закупаемые российскими авиакомпаниями, старые, подчас уже списанные самолеты.  Однако Ту-154Б (самолет этого типа и сгорел в аэропорту Сургута) устарел не только морально, но и технически. Из последних ЧС 2010 года: в сентябре в Ижме после отказа всех генераторов Ту-154 выкатился за пределы полосы и был поврежден, а в начале декабря в Домодедово при аварийной посадке Ту-154 уже за посадочной полосой развалился на части. Уже пятый год, как полеты большинства модификаций Ту-154 запрещены в странах ЕС.

 

Сгоревший Ту-154Б эксплуатировался с 1982 года: «Аэрофлотом», «Магаданскими авиалиниями», «Владивосток Авиа» и «Когалымавиа». Похоже, налетав почти тридцать лет (в том числе в северных условиях), самолет износился, постарел до такой степени, что даже капремонт не мог гарантировать его пассажирам безопасность полетов. Помните, как в том анекдоте: к часовщику женщина принесла старый будильник, а он отказался его ремонтировать. «Но в нем есть все детали!» - убеждала дама. На что мастер заметил: «Вон идет старушка. У нее тоже есть все детали. Но восстановлению она не подлежит».

 

Отечественные авиакомпании давно просят правительство России обнулить таможенные пошлины на ввозимые в страну иностранные самолеты - более надежные, более вместительные, более экономичные. Пока только (в прошлом году) им обнулили пошлины на самолеты средней размерности (такие как «А320» и «Боинг 737»). Но за маленьким шагом вперед сделали два назад, сохранив 20-процентную ставку на другие типы ввозимых воздушных судов. Выход из этой ситуации прост: необходимо безотлагательно предоставить налоговые льготы авиакомпаниям при ввозе только новых самолетов, не допуская в страну авиационный хлам.

Вслед за президентом Дмитрием Медведевым все чиновники уже почти год вещают в СМИ о модернизации экономики. Мы, граждане, слышим от них о нанотехнологиях, наукограде в Сколково, новых подходах в управлении. А нужно нам всего лишь, чтобы людей пересадили на новые самолеты и поезда.

Вот и вся модернизация транспорта.

Возвращаюсь из аэропорта домой и вижу плакаты, на которых «Единая Россия» рассказывает о том, как она помогает людям, модернизирует экономику - в ообщем, заботится о нас что есть сил. Смотрю на эту рекламу, и становится грустно, ведь никакой реальной модернизации не видно, а демагогия только раздражает людей. Посмотрите, еще в 2009 году «Единая Россия» в своем программном документе ратовала за конкретную модернизацию гражданской авиации: за необходимость строительства аэропортов, построения региональных сетей авиаперевозок, открытия крупных современных авиаузлов и, главное, обновления авиапарка. Но где они, новые аэропорты и самолеты? Выпуск нового российского самолета Sukhoi SuperJet 100 откладывается уже который год подряд (а первые поставки серийных самолетов этой модели были запланированы на еще на конец 2008 года). Уже и итальянская авиакомпания Alitalia отказалась от сделки с концерном «Сухой» по закупке самолетов Sukhoi SuperJet 100 в пользу бразильского производителя Embraer. Основная причина заключается в том, что новый российский самолет не прошел сертификацию Международного авиационного комитета. А в это время российские авиакомпании вынуждены закупать древние, списанные западными авиакомпаниями самолеты или летать на старой, еще советской авиатехнике… И это модернизация от «Единой России»?

 

Антимодернизация продолжается?

Для югорчан 2011 год начался с череды ЧП. Вслед за трагедией в Сургуте, 6 января на станции Пыть-Ях сошли с рельс локомотив и следующий за ним вагон пассажирского поезда (Пенза-Нижневартовск). Предварительная версия аварии - дефект первой колесной пары вагона, следовавшего за локомотивом. Через неделю была назначена проверка вагоноремонтных заводов, где сошедшие вагоны проходили ремонт. Опять же встает вопрос: а если бы вагоны (которым уже, как той старушке из анекдота, возможно, и вагоноремонтные заводы не помогли) были не после ремонта, а просто - новые? Тогда бы поезд, шедший под Рождество по Югре, не остановился, люди бы не получили травмы, не были на всю жизнь напуганы самым безопасным видом транспорта - железнодорожным.

Закон природы - все устаревает. О связанных с ним техногенных катастрофах россиян предупреждали эксперты еще в середине 1990-х годов, подчеркивая, что в России не вкладывается ни копейки в модернизацию производства. Ученые открыто называют наши дни периодом антимодернизационной политики, когда природные ресурсы превращаются из источника инвестиционной подпитки экономики в средство быстрого обогащения элиты. Сегодня «Единая Россия» рапортует о множестве успешных дел. Но в реальности все происходит с точностью до наоборот: деньги, выделенные на модернизацию, оседают в карманах вороватых чиновников, а самолеты и поезда как рушились, так и продолжают рушиться.

 

Показуха и равнодушие как фирменный стиль

Часто обыватель рассуждает так: мол, те же техногенные катастрофы, как землетрясение, могут произойти где угодно, но не у нас. Однако угороза крупной аварии на самом деле рядом с нами. Летом прошлого года произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС - из-за аварии на гидроагрегате погибло 75 человек. Тогда в Югре ужаснулись, ведь годом ранее произошла авария на Сургутской ГРЭС-2 - крыша не выдержала веса снега, обрушилась. В результате на несколько дней были остановлены три энергоблока. К счастью, тогда никто не погиб. Комиссия установила причину чрезвычайного происшествия - конструкции кровли (которую сооружали еще в 1980-х годах) для прочности не хватало сварочных соединений. А там, где устаревает, где не хватает прочности, - там и должна проходить модернизация. Эксперты отмечают, что все катастрофы в России, произошедшие в последние годы, начало снежного кома, который уже через несколько лет начнет катиться, оставляя после себя аварии на электростанциях, железных дорогах, подземных шахтах, нефте- и газопроводах. И все из-за того, что государство не вкладывает ни копейки в обновление технических мощностей, работающих с советских времен. Но партию власти, похоже, больше волнуют громкие и малопонятные россиянам слова, а также собственный имидж, чем конкретные дела.

А когда конкретных дел не хватает, имидж надо подправлять. Как пример, - прошлогодний скандал с сыновьями «Единой России» - движениями «Наши» и «Сталь». Когда европейская часть страны была покрыта пожарами, эти прокремлевские движения заявили, что планируют направить 300 человек на спасение от пожара поселка Требухино, что в Рязанской области. Тогда же журналисты выяснили, что этого поселка уже не существует - за несколько дней до намерений «Наших» он сгорел дотла. Огонь налетел на Требухино так быстро, что одни его жители успели только снять со стены икону, другие - отвязать собаку. В считаные минуты в Центральной России сгорали деревни, а в это время единороссы строили себе пиар-кампании на горе людей.

В августе 2010-го произошел еще один скандал. Внимательные пользователи Интернета обнаружили на официальном сайте «Молодой гвардии» постановочные фотографии и видеоролик о тушении пожаров. Одежда у людей, усиленно тушивших огонь, была чистой, а вокруг - зеленые листья и деревья, не тронутые пожаром. В видеоролике за кадром была слышна фраза: «Ирина, ты сфоткалась?» В то время как единороссы провалились с этой пиар-кампанией, имидж еще сильнее подмочили себе воронежские «молодогвардейцы». Они разместили на сайте воронежского отделения «Единой России» фотографию, на которой разбирали лесные завалы после пожаров в майках с символикой «Единой России». Как оказалось, этот снимок был сделан еще два года назад. Но чтобы «отпиариться», «молодогвардейцы» достали снимки из своих архивов и подрисовали на них дым в компьютерной программе. Вот такие «реальные дела»…

Апогеем безразличия к самым острым проблемам людей во время кризисных ситуаций можно считать поведение лидера партии «Единая Россия» Бориса Грызлова. Он довольно наглядно, без слов, показал реальный фирменный стиль партии власти сегодня - равнодушие к людям. Многие помнят, как перед Новым годом аномальная погода и техногенные аварии парализовали московские аэропорты. И тысячи людей вынуждены были дневать и ночевать на аэровокзалах - с плачущими детьми, полуголодные (кафе и буфеты аэропортов были подчищены за сутки), изнеможденные вынужденной бессонницей. Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева стала свидетелем того, как в те дни из переполненного аэропорта Шереметьево был отправлен полупустой самолет до Санкт-Петербурга с Борисом Грызловым.

По ее рассказу, с раннего утра в Шереметьево отменяли все рейсы. «Мой рейс до Санкт-Петербурга перенесли с шести на десять утра. Но в назначенное время в Санкт-Петербург вылетел полупустой самолет, на котором с Грызловым летели еще человек 30. А всех остальных, кто уже прошел регистрацию на этот и другие рейсы в Питер, в том числе и меня, не пустили», - рассказала Оксана Дмитриева. Она видела, как плакали уставшие молодые мамы с орущими на руках детьми, уговаривая посадить их на этот самолет. Но на их мольбы сотрудники аэропорта отвечали, что им главное отправить Грызлова. Вот так стал спикер Госдумы Борис Грызлов вип-пассажиром, улетев в Санкт-Петербург на полупустом лайнере, заправленнoм детскими слезами. Видимо, его интересовали более высокие государственные дела, чем многодневные томления тысяч людей в аэропортах. Видимо, он летел делать очередной доклад о модернизации и очередной «сотне реальных дел «Единой России» на благо народа.

 

Евгений Дежнев

Фото Юрия КОРОТКОВА

Назад

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить